28
Введение
Радиационные аварии, то есть чрезвычайные си-
туации с фактором радиационного воздействия, от-
носятся к категории весьма редких событий. Вместе с
т
ем, они могут обусловить радиоактивное загрязнение
значительных по площади территорий, что является
основным фактором, оказывающим влияние на состо
-
яние здоровья и условия жизнедеятельности людей.
Дру
гой их отличительной особенностью является то,
что люди не могут оценить, что им угрожает, так как
человек не видит и не чувствует радиацию.
Имеющийся опыт реагирования и преодоления
последствий крупных радиационных аварий показы
-
вает, что на ранней фазе аварии, наряду с предотвра-
щением неконтролируемых выбросов радиоактивно-
сти и оказанием неотложной медицинской помощи
п
острадавшим, необходимо применение оперативных
мер по предотвращению возникновения детерминиро
-
ванных эффектов у населения и персонала (укрытие,
й
одная профилактика, эвакуация) [1].
Принятие таких решений осуществляется на ос
-
нове данных и прогнозов радиационной обстановки,
т
ребует скоординированной работы всех элементов
системы аварийного реагирования на радиационные
аварии. В случае аварии на АЭС «Фукусима-1» (2011г.)
неадекватная оценка радиологических рисков привела
к необоснованному расширению зон эвакуации и го
-
товности к эвакуации населения, затрагивающих око-
ло 78 тыс. человек [2].
Важн
ое значение имеет своевременное информи-
рование и оповещение населения и органов местного
с
амоуправления о происшедшей аварии, изменении
радиационной обстановки, возможной опасности и
необходимых мерах защиты. Несвоевременное и про-
тиворечивое информирование населения при аварии
н
а АЭС “Три-Майл Айленд” 28 марта 1979 г. привело к
возникновению панических настроений, в результате
чего из 40-км зоны вокруг станции выехало более 100
тыс. человек, здоровью которых радиация практиче
-
ски не угрожала [3].
П
осле окончания радиоактивных выпадений и
проведения первоочередных мероприятий необходи-
мо поэтапное осуществление мер по защите населе-
ния. По мере уточнения радиационной обстановки,
у
ровней излучения на местности, доз облучения на-
селения, концентрации радионуклидов в почве, возду-
хе, воде, пищевых продуктах становится возможным
пр
оведение зонирования территорий, определения и
реализации комплекса необходимых защитных мер,
дифференцируемых по установленным зонам радио-
активного загрязнения.
В сл
учае аварии на Чернобыльской АЭС (1986 г.)
некоторые решения по применению неотложных за-
щитных мер принимались на основе обобщенной
кар
тографической информации об уровнях радио-
активного загрязнения [4]. Это карта ближнего следа
А.М. Скоробогатов
1
, М.Г. Герменчук
2
, А.В. Симонов
1
, О.М. Жукова
2
, О.Н. Апанасюк
1
ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ГРАНИЦ ЗОН РАДИОАКТИВНОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ В РЕЗУЛЬТАТЕ
КРУПНЫХ РАДИАЦИОННЫХ АВАРИЙ. СООБЩЕНИЕ II. ПРИНЦИПИАЛЬНЫЙ ПОДХОД
1. Институт проблем безопасного развития атомной энергетики Российской академии наук, Москва. E-mail: sam@ibrae.ac.ru
2. Республиканский центр по гидрометеорологии, контролю радиоактивного загрязнения и мониторингу окружающей среды,
Минск, Белоруссия
А.М. Скоробогатов – н.с.; М.Г. Герменчук – к.т.н., Первый зам. нач., эксперт МАГАТЭ; А.В. Симонов – к.псх.н., зав. отделом;
О.М. Жукова – к.т.н., нач. отдела, эксперт МАГАТЭ; О.Н. Апанасюк – с.н.с.
Реферат
Цель: Развитие методов установления границ зон радиоактивного загрязнения, возникших в результате крупных аварий.
Результаты: Предложены подходы к установлению зон радиоактивного загрязнения и определения их границ, в основе ко-
торых положено понятие учетной единицы зоны радиоактивного загрязнения. За единицу учета указанной зоны предлагается
принять понятие участка, являющегося обобщенным представлением земельного участка, населенного пункта, лесничества и/или
акватории поверхностного водного объекта, которые представляют собой минимальные единицы кадастрового учета в рамках
Государственного кадастра, административно-территориального учета в рамках классификаторов административно-территори-
альных образований, учета лесного фонда в рамках лесного реестра и учета водных объектов в рамках Государственного водного
реестра.
Основной формальной процедурой является определение статуса зоны радиоактивного загрязнения по каждому из участков,
подвергшихся радиационному воздействию, по условию превышения уровня вмешательства (критерия) соответствующим пока-
зателем радиационной обстановки. При подготовке нормативного документа об установлении зон радиоактивного загрязнения
составляют перечень земельных участков и населенных пунктов с указанием статуса зоны радиоактивного загрязнения (ранга),
категории участка и его уникального номера. Используя сведения об описании границ участков, составляют упорядоченный по
статусу зон радиоактивного загрязнения перечень координат характерных точек, расположенных на границах зон радиоактив-
ного загрязнения, который может также представлять неотъемлемую часть нормативно-правового акта, устанавливающего гра-
ницы зон радиоактивного загрязнения.
Выводы: Принятие за единицу учета зоны радиоактивного загрязнения земельного участка, населенного пункта или аквато-
рии поверхностного водного объекта позволяет объективно сформировать зоны радиоактивного загрязнения, определить их гра-
ницы с помощью простых формальных процедур и заданного количества показателей. Зоны радиоактивного загрязнения могут
быть представлены в виде совокупных перечней кадастровых участков и населенных пунктов, а их границы (береговые линии)
представляются через соответствующие описания границ участков, имеющих отличный друг от друга статус зоны радиоактив-
ного загрязнения.
Ключевые слова: радиационные аварии, зона радиоактивного загрязнения, граница зоны радиоактивного загрязнения, авария на Чернобыль-
ской АЭС
Поступила: 30.10.2017. Принята к публикации: 09.11.2017
Радиационная безопасность Медицинская радиология и радиационная безопасность. 2017. Том 62. №6
DOI 10.12737/article_5a2532f0a48001.58439636